Достучаться до детского сердца

Добро, есть ли у тебя будущее? Ведь добрый и искренний человек сегодня выглядит несовременным, даже странным. Жаль, но это так. И дети совсем не виноваты, что не осталось добрых фильмов, что книга не является источником знаний, что из школьной программы изъяли многие произведения, на которых мы воспитывались.

Что делать? Страдать? Переживать? Ждать лучших времен? Нет! Надо нам, учителям, действовать. «Как?»- спросите вы. Показывать ребятам через свой предмет истинную красоту мира. Помните, у Солженицына в рассказе «Матренин двор»… Праведников не бывает много, но пока он есть, «тот самый праведник, без него, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»

Учитель, по-моему, и есть тот праведник.

В 2012-2013 уч. году в моем 5 классе было 4 ученика (да-да, 4(!) ученика). И по учебному плану гимназии мне определили 3 часа литературы (Образовательная программа «Школа 2100»). Я взяла рабочую программу на 2 часа, а вот третий час на педсовете утвердили для «домашнего» чтения, можно назвать было эти уроки внеклассным чтением, но это именно «домашнее», с перспективой на выходные. Объясню. Представьте картину…
Пятница (обязательно пятница, т.к. завтра начнутся выходные, и этот урок даст импульс для души). Уютный кабинет. Стулья полукругом. Учитель в центре с книгой А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»… Читать должен только учитель, только он сделает нужные паузы, жесты; и тембр голоса, интонация – все работает на эмоциональное восприятие текста.

Целый урок читаю – дети слушают так внимательно, даже не верится, что несколько минут назад они бегали, спорили, кричали. Слушают. Улыбаются. Вздыхают. Звонок с урока. Не поднимаются. «Перемена 20 минут, почитайте еще,»- просит Артем. Но я ставлю книгу на полку – надо идти в столовую. Артем почему-то задерживается в кабинете. Возвращаюсь поторопить, а он стоит у полки и бережно гладит книгу, рассматривая портреты Кузьменышей.

А потом будет понедельник, вторник, математика, природоведение… Но пятиклассники будут ждать пятницу, потому что они снова войдут в мир интересной книги, которая станет любимой. Целую четверть читали повесть. Конечно, я что-то опускала, что-то повторяла, но в конце каждого урока давала минуты 2-3 посидеть молча, подумать о прочитанном. И ведь сидели, молчали, думали. А когда закончили чтение книги, долго-долго говорили о войне, о голоде, о детских домах, о счастье жить в мирное время и иметь маму и папу.

Потом был роман В. Каверина «Два капитана». После книги несколько пятниц смотрели замечательный фильм. И опять споры, теперь о дружбе, любви, предательстве, подлости, справедливости.

В предстоящем учебном году я снова войду в 5 класс, теперь учеников будет 8, а может быть, и больше, и мы сядем в кружок, чтобы отставить телефоны, планшеты и почитать книгу. Я верю – обязательно кто-то из ребят, как Артем, задержится в кабинете, возьмет с полки книгу и подержит ее в руках. А это уже маленькая победа уроков, которые я называю «домашними». Встреча учеников с книгой вселяет надежду в учительское сердце, что у доброты человеческой есть будущее!

P.S. Натолкнули меня на такие уроки воспоминания Д.С. Лихачева. Когда академика спросили, чем ему запомнилась школа, он ответил: «На литературе учитель читал нам вслух книги, читал сам». Душа учителя, по-моему, — ценнейший образовательный ресурс, хотя и редкий в наше время.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий к записи Аноним

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.