Симбирская гимназия «ДАР»
Когда мы в Россию вернемся
(литературная гостиная 9 – 11 кл.)
Ведущий 1(Исакова В) |
Включение фрагмента из к/ф «Служили два товарища»
Сегодня мы вспоминаем события столетней давности, связанные с коренным переломом в истории развития страны. Это период со дня Октябрьской революции и до образования первого в мире народного государства – Союза Советских Социалистических Республик. Время крушения одной империи и строительства другой. И, конечно, это крупное геополитическое событие сломало и искорежило судьбу миллионов людей, целого поколения. Сегодня мы откроем только одну страницу истории нашей страны и поговорим о людях, в судьбах которых причудливым образом переплелись любовь и ненависть, мечта и отчаяние от невозможности исполнить свою мечту: вернуться на Родину. |
|
Слайд 1 | Музыка Париж (аккордеон) фон
Ведущий 2 (Борисова А) |
Париж влечёт, но дома слаще… Моя Москва — мой оберег… Твоя столица, может, краше, Но я чужая ей навек.Моя любовь сильнее ветра, Что дует в парке Бют-Шомон,- Но у меня другая вера, Да и в Москве родной мой дом. |
Слайд 3 | Галушкина А. | Рассказ о Париже 20-х годов
|
Гиперссылка
|
Ведущий 1
Франц. |
Париж – город, давший приют тысячам эмигрантам из России. Жизнь их была непростой. Русские князья становились таксистами, княгини работали официантками, портнихами, моделями. С гребня богатства и благополучия жизнь закрутила их в непредсказуемый водоворот событий. |
Ведущий2 | Русская эмиграция – совершенно особое явление: за пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих представителей философии и искусства Серебряного века. Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, — а культура есть. | |
Ведущий1
Франц. |
В Париже нашли приют очень многие деятели литературы: Георгий Иванов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Ирина Одоевцева, Александр Куприн, Иван Бунин, Дмитрий Пильняк, Константин Бальмонт, Надежда Теффи, Марк Алданов, Марина Цветаева и многие другие известные и не очень поэты и писатели. | |
Ведущий 2
Андриянова А. и Галушкина А. |
Гонимые Родиной, они считали свое положение временным и находили в себе силы служить России даже на чужбине. (франц. Язык — «Наша цель — твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас» — так писал о миссии русской эмиграции Иван Бунин.
(Презентация о И. Бунине, фрагмент из «Окаянных дней») В Одессе Бунин «21 сентября 1919 года, при большом стечении интеллигенции, читает антибольшевистскую лекцию «Великий дурман». Его выступления, статьи, стихи открыто отвергают идеологию коммунизма. Но даже и в тех случаях, когда они прямо не направлены против революции, все равно несут внутри себя эту тенденцию. Еще в номере первом за 1919 год в ростовской газете «Приазовский край» было напечатано стихотворение «Архангел»: Архангел в сияющих латах И с красным мечом из огня Стоял на клубах синеватых И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался, Светился на двери косой — И снова народу являлся Большой, по колена босой.
Ребенок, я думал о Боге, А видел лишь кудри до плеч, Да крупные бурые ноги, Да римские латы и меч.
Дух гнева, возмездия, кары, Я помню тебя, Михаил, И храм этот темный и старый, Где ты мое сердце пленил.
Напомним, что Михаил Архангел — вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами зла. Нужно ли доказывать, сколь злободневно звучали в ту пору эти строки?
Когда Добровольческая армия основывает в Одессе газету, Бунин сначала входит в редакцию «Южного слова», а с 21 октября 1919 года становится ее соредактором (с академиком Н. П. Кондаковым). […] Вера Николаевна записывает: «Впервые Ян на службе. […] То бездействие, в котором он пребывал летом при большевиках, было, несомненно, очень вредно для его нерв[ов] и для его души. Ведь минутами я боялась за его психическое состояние. Не знаю, чем бы все кончилось, если бы нас не освободили добровольцы. Редко кто страдал, как он»».
«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…» (Иван Бунин, «Окаянные дни» — роман-дневник 1918 года)
«…А если б даже Божья сила И помогла, осуществила Надежды наших темных душ, То что с того? Уж нет возврата К тому, чем жили мы когда-то. Потерь не счесть, не позабыть, Пощечин от солдат Пилата Ничем не смыть — и не простить. Как не простить ни мук, ни крови, Ни содроганий на кресте Всех убиенных во Христе. Как не принять грядущей нови В ее отвратной наготе» (из стихотворения И.А. Бунина 1922 года)
«Зияет перед моими глазами этот ров, вернее, бездонная могила, где лежат десятки тысяч тех, с кем я был и есмь и памяти которых я, конечно, никогда не изменю, через трупы которых никогда не полезу брататься» — Иван Алексеевич Бунин, 1925 год. |
|
Подоприхин И | «…А если б даже Божья сила И помогла, осуществила Надежды наших темных душ, То что с того? Уж нет возврата К тому, чем жили мы когда-то. Потерь не счесть, не позабыть, Пощечин от солдат Пилата Ничем не смыть — и не простить. Как не простить ни мук, ни крови, Ни содроганий на кресте Всех убиенных во Христе. Как не принять грядущей нови В ее отвратной наготе» (из стихотворения И.А. Бунина 1922 года) |
|
Слайд 4 | Сабитов И
|
Русская колония располагалась в основном в районе Пасси. Здесь было более 30 православных церквей. Среди них — главный храм русской эмиграции — храм Александра Невского на улице Дарю. Семь высших учебных заведений, русские школы и гимназии, бесчисленные общества, кружки, союзы — все это создавало особую эмигрантскую среду и позволяло развиваться культуре. Издавались русские журналы и газеты. В маленьких кафе на Монпарнасе, в квартире Мережковского и Гиппиус, в ателье Васильевой проводились ставшие традиционными литературные вечера. |
Слайд 5 | Кадриль (танцуют все участники) | |
Слайд 6 | Рябов П. | Вероник Жобер – профессор Сорбоннского университета, потомок Симбирского дворянского рода. ( По материалам Гончаровского литературного музея) |
Слайд 7 | Ведущий 1
|
История эмиграции – это история полудобровольного, полупринудительного прощания с отечеством, в котором переменилась власть. Эмиграция отвергла советский строй и в этом смысле в какой-то степени отвергла отечество. Но те, кто навсегда покинул Родину, никогда не отворачивались от неё. Ведь Родина – это прежде всего образ матери-земли русской, это наша историческая память, это культура, созданная лучшими людьми России. И для изгнанных из пределов страны Россия осталась родиной, даже если у них было отнято право вернуться в свой дом. Поэтому и не удивительно, что тема Родины, России звучит в творчестве практически каждого поэта-эмигранта. |
Слайд 8
гиперссылка |
Чекмарев Г. (франц. яз) | М. ЦветаеваNeige, neige
Plus blanche que linge, Femme lige Du sort : blanche neige. Sortilège ! Que suis-je et où vais-je ? Sortirai-je
|
Слайд 9 | Урясова А. и Хидков И. | Принесла случайная молва Милые, ненужные слова: «Летний сад, Фонтанка и Нева». Вы, слова залетные, куда?Там шумят чужие города, И чужая плещется вода, И чужая светится звезда. Вас ни взять, ни спрятать, ни прогнать. Это было, было и прошло, Вы, слова залетные, куда? Раиса Блох |
Слайд 10 гиперссылка | Видео 2
Ведущий 1 |
История Эльзы Шашкин – правнучки русского князя.
Мой дедушка покинул Санкт-Петербургa в 1921 году в трагических обстоятельствах ; ему было 17 лет, ему пришлось прекратить учебу в Кадетском корпусе, средней военной школе, в Санкт-Петербурге ; и он остался один со своими родителями, пока его сестры нашли убежище в Карелии, где у них была дача ; другая религиозная сестра жила в монастыре на Волгe. Когда в 1921 году мой дедушка сбежал, его родителей только что застрелили. Я не знаю точных деталей того, что случилось. Я просто знаю, что мой дедушка едва избежал смерти, что он убежал на скорую руку. Мой дедушка говорил по-французски, и потребовалось около 3 лет, чтобы присоединиться к Франции. Классический маршрут русской эмиграции после революции: Санкт-Петербург, Одесса, Турция, Марсель во Франции. Через несколько лет он встретил мою французскую бабушку, с которой у него было 7 детей. Мой отец был предпоследним. Мой дедушка умер через 3 года после моего рождения, и я едва зналa его. Но что осталось от России в нашей семье ? — Мы все унаследовали глубокую ностальгию, связанную с отсутствием России, c отсутствием семьи, которая осталась там или кто умер ; — неумеренное сочувствие русскому народу ; — Cтрасть к русской культуре, музыке, литературе, кино, живописи, — и русская фамилия «шашкин», которую я сохранилa после свадьбы и подарилa дочерям.
Гостеприимный Париж стал новой Родиной для многих русских изгнанников. У всех у них была особенная черта – нежелание перестать быть русскими, стремление сохранить свою культуру, непреодолимая тоска по Родине. Мы часто говорим, что они страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало её, но настала пора сказать, что и Родине недоставало многих из них. Сегодняшняя Россия поняла, наконец, что и это её дети. — это надпись на одной из неизвестных могил Сент – Женевьев – де — Буа. |
Слайд 11 | Ведущий 2
|
Все эти разные люди ждали одного, что вот кончится советская власть и они, наконец, увидят свет в конце туннеля: возвратятся в Россию, будут на своей родной земле, смогут молиться в храмах, поклонятся родным могилам, сблизятся со всеми родственниками и друзьями. но надежда на скорое возвращение не оправдалась — к середине 1920-х гг. эмигрантам стало очевидно, что былой России не вернуть, как не вернуться в Россию самим. Это была жизнь по ту сторону занавеса: занавес упал в России, зрители разошлись по домам, а актеры остались в закулисье внешней или внутренней эмиграции. |
Стих.
Староверов И. |
Когда мы в Россию вернемся…
О, Гамлет восточный, когда? — В стоградусные холода, Без всяких там кликов, пешком, Что вовремя мы добредем…
|
|
Слайд 12 | Марьина Н. | Сообщение об эмиграции в другие страны Европы |
Слайд 14 | Песня (Романс из м/ф Анастасия) исп. Эро С. | |
Вальс под Эдит Пиаф | Танцуют все участники | |
Слово учредителю Урясову М.Н. |