Сценарий Литературной гостиной

Симбирская гимназия «ДАР» 

                                                     Когда мы в Россию вернемся

(литературная гостиная 9 – 11 кл.)

 

Ведущий 1(Исакова В)

Включение фрагмента из к/ф «Служили два товарища»

Сегодня мы вспоминаем  события столетней давности, связанные с коренным переломом в истории развития страны. Это период со дня Октябрьской революции и до образования первого в мире народного государства – Союза Советских Социалистических Республик. Время крушения одной империи и строительства другой. И, конечно, это крупное  геополитическое событие  сломало и искорежило судьбу миллионов людей, целого поколения. Сегодня мы откроем только одну страницу истории нашей страны и поговорим о людях, в судьбах которых причудливым образом переплелись любовь и ненависть, мечта и отчаяние от невозможности исполнить свою мечту:  вернуться на Родину.

Слайд 1 Музыка Париж (аккордеон) фон

Ведущий 2 (Борисова А)

Париж влечёт, но дома слаще…
Моя Москва — мой оберег…
Твоя столица, может, краше,
Но я чужая ей навек.
Моя любовь сильнее ветра,
Что дует в парке Бют-Шомон,-
Но у меня другая вера,
Да и в Москве родной мой дом.
Слайд 3 Галушкина А. Рассказ  о Париже 20-х годов

 

Гиперссылка

 

Ведущий 1

Франц.

Париж – город, давший приют тысячам эмигрантам из России.  Жизнь их была непростой. Русские  князья становились таксистами, княгини работали  официантками, портнихами, моделями.  С гребня богатства и благополучия жизнь закрутила их в непредсказуемый водоворот событий.
Ведущий2 Русская эмиграция – совершенно особое  явление: за пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих представителей философии и искусства Серебряного века. Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, — а культура есть.
Ведущий1

Франц.

В Париже нашли приют очень многие деятели литературы: Георгий Иванов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Ирина Одоевцева, Александр Куприн, Иван Бунин, Дмитрий Пильняк, Константин Бальмонт, Надежда Теффи, Марк Алданов, Марина Цветаева и многие другие известные и не очень поэты и писатели.
Ведущий 2

 

 

 

Андриянова А. и Галушкина А.

Гонимые Родиной,  они считали свое положение временным и находили в себе силы служить России даже на чужбине. (франц. Язык — «Наша цель — твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас» — так писал о миссии русской эмиграции Иван Бунин.

 (Презентация о И. Бунине, фрагмент из «Окаянных дней»)

В Одессе Бунин «21 сентября 1919 года, при большом стечении интеллигенции, читает антибольшевистскую лекцию «Великий дурман». Его выступления, статьи, стихи открыто отвергают идеологию коммунизма. Но даже и в тех случаях, когда они прямо не направлены против революции, все равно несут внутри себя эту тенденцию. Еще в номере первом за 1919 год в ростовской газете «Приазовский край» было напечатано стихотворение «Архангел»:

Архангел в сияющих латах

И с красным мечом из огня

Стоял на клубах синеватых

И дивно глядел на меня.

 

Порой в алтаре он скрывался,

Светился на двери косой —

И снова народу являлся

Большой, по колена босой.

 

Ребенок, я думал о Боге,

А видел лишь кудри до плеч,

Да крупные бурые ноги,

Да римские латы и меч.

 

Дух гнева, возмездия, кары,

Я помню тебя, Михаил,

И храм этот темный и старый,

Где ты мое сердце пленил.

 

Напомним, что Михаил Архангел — вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами зла. Нужно ли доказывать, сколь злободневно звучали в ту пору эти строки?

 

Когда Добровольческая армия основывает в Одессе газету, Бунин сначала входит в редакцию «Южного слова», а с 21 октября 1919 года становится ее соредактором (с академиком Н. П. Кондаковым).

[…]

Вера Николаевна записывает:

«Впервые Ян на службе. […] То бездействие, в котором он пребывал летом при большевиках, было, несомненно, очень вредно для его нерв[ов] и для его души. Ведь минутами я боялась за его психическое состояние. Не знаю, чем бы все кончилось, если бы нас не освободили добровольцы. Редко кто страдал, как он»».

 

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»

(Иван Бунин, «Окаянные дни» — роман-дневник 1918 года)

 

«…А если б даже Божья сила

И помогла, осуществила

Надежды наших темных душ,

То что с того?

Уж нет возврата

К тому, чем жили мы когда-то.

Потерь не счесть, не позабыть,

Пощечин от солдат Пилата

Ничем не смыть — и не простить.

Как не простить ни мук, ни крови,

Ни содроганий на кресте

Всех убиенных во Христе.

Как не принять грядущей нови

В ее отвратной наготе»

(из стихотворения И.А. Бунина 1922 года)

 

«Зияет перед моими глазами этот ров, вернее, бездонная могила, где лежат десятки тысяч тех, с кем я был и есмь и памяти которых я, конечно, никогда не изменю, через трупы которых никогда не полезу брататься»

— Иван Алексеевич Бунин, 1925 год.

Подоприхин И «…А если б даже Божья сила
И помогла, осуществила
Надежды наших темных душ,
То что с того?
Уж нет возврата
К тому, чем жили мы когда-то.
Потерь не счесть, не позабыть,
Пощечин от солдат Пилата
Ничем не смыть — и не простить.
Как не простить ни мук, ни крови,
Ни содроганий на кресте
Всех убиенных во Христе.
Как не принять грядущей нови
В ее отвратной наготе»
(из стихотворения И.А. Бунина 1922 года)
Слайд 4 Сабитов И

 

Русская колония располагалась в основном в районе Пасси. Здесь было более 30 православных церквей. Среди них — главный храм русской эмиграции — храм Александра Невского на улице Дарю. Семь высших учебных заведений, русские школы и гимназии, бесчисленные общества, кружки, союзы — все это создавало особую эмигрантскую среду и позволяло развиваться культуре. Издавались русские журналы и газеты. В маленьких кафе на Монпарнасе, в квартире Мережковского и Гиппиус, в ателье Васильевой проводились ставшие  традиционными литературные вечера.
Слайд 5 Кадриль (танцуют все участники)
Слайд 6 Рябов П.  Вероник Жобер – профессор Сорбоннского университета, потомок Симбирского  дворянского рода. ( По материалам Гончаровского литературного музея)
Слайд 7 Ведущий 1

 

 История эмиграции – это история полудобровольного, полупринудительного  прощания  с отечеством, в котором переменилась власть. Эмиграция отвергла  советский строй и в этом смысле в какой-то степени отвергла отечество. Но те, кто навсегда  покинул Родину, никогда не отворачивались  от неё. Ведь Родина – это прежде всего образ  матери-земли русской, это наша историческая память, это культура, созданная лучшими людьми  России. И для изгнанных из пределов страны Россия осталась родиной, даже если у них было отнято право вернуться в свой дом. Поэтому и не удивительно, что тема Родины, России звучит в творчестве  практически каждого поэта-эмигранта.
Слайд 8

гиперссылка

Чекмарев Г. (франц. яз) М. ЦветаеваNeige, neige

Plus blanche que linge,

Femme lige

Du sort : blanche neige.

Sortilège !

Que suis-je et où vais-je ?

Sortirai-je

 

Слайд 9 Урясова А. и Хидков И. Принесла случайная молва
Милые, ненужные слова:
«Летний сад, Фонтанка и Нева».
Вы, слова залетные, куда?Там шумят чужие города,
И чужая плещется вода,
И чужая светится звезда.

Вас ни взять, ни спрятать, ни прогнать.
Надо жить – не надо вспоминать,
Чтобы больно не было опять
И чтоб сердцу больше не кричать…

Это было, было и прошло,
Все прошло и вьюгой замело,
Оттого так пусто и светло.

Вы, слова залетные, куда?
Там живут чужие господа,
И чужая радость и беда,
И мы для них – чужие НАВСЕГДА!  

     Раиса Блох

Слайд 10 гиперссылка  Видео 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1

История Эльзы  Шашкин – правнучки русского князя.

Мой дедушка покинул Санкт-Петербургa в 1921 году в трагических обстоятельствах ; ему было 17 лет, ему пришлось прекратить учебу в Кадетском корпусе, средней военной школе, в Санкт-Петербурге ; и он остался один со своими родителями, пока его сестры нашли убежище в Карелии, где у них была дача ; другая религиозная сестра жила в монастыре на Волгe.

Когда в 1921 году мой дедушка сбежал, его родителей только что застрелили. Я не знаю точных деталей того, что случилось. Я просто знаю, что мой дедушка едва избежал смерти, что он убежал на скорую руку.

Мой дедушка говорил по-французски, и потребовалось около 3 лет, чтобы присоединиться к Франции. Классический маршрут русской эмиграции после революции: Санкт-Петербург, Одесса, Турция, Марсель во Франции.

Через несколько лет он встретил мою французскую бабушку, с которой у него было 7 детей. Мой отец был предпоследним. Мой дедушка умер через 3 года после моего рождения, и я едва зналa его.

Но что осталось от России в нашей семье ?

— Мы все унаследовали глубокую ностальгию, связанную с отсутствием России, c отсутствием семьи, которая осталась там или кто умер ;

— неумеренное сочувствие русскому народу ;

— Cтрасть к русской культуре, музыке, литературе, кино, живописи,

— и русская фамилия «шашкин», которую я сохранилa после свадьбы и подарилa дочерям.

 

Гостеприимный  Париж стал новой Родиной для многих русских изгнанников.

У всех у них была особенная черта – нежелание перестать быть русскими, стремление сохранить свою культуру, непреодолимая тоска по Родине.

 Мы часто говорим, что они страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало её, но настала пора сказать, что и Родине недоставало многих из них.

Сегодняшняя Россия поняла, наконец, что и это её дети.
«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте её верными сынами и дочерьми»,

— это надпись на одной из неизвестных могил  Сент – Женевьев – де — Буа.

Слайд 11 Ведущий 2

 

Все эти разные люди ждали одного, что вот кончится советская власть и они, наконец, увидят свет в конце туннеля: возвратятся в Россию, будут на своей родной земле, смогут молиться в храмах, поклонятся родным могилам, сблизятся со всеми родственниками и друзьями. но надежда на скорое возвращение не оправдалась — к середине 1920-х гг. эмигрантам стало очевидно, что былой России не вернуть, как не вернуться в Россию самим. Это была жизнь по ту сторону занавеса: занавес упал в России, зрители разошлись по домам, а актеры остались в закулисье внешней или внутренней эмиграции.
 Стих.

Староверов И.

Когда мы в Россию вернемся…

О, Гамлет восточный, когда? —
Пешком, по размытым дорогам,

В стоградусные холода,
Без всяких коней и триумфов,

Без всяких там кликов, пешком,
Но только наверное знать бы,

Что вовремя мы добредем…

 

Слайд 12 Марьина Н. Сообщение об эмиграции в другие страны Европы
Слайд 14 Песня (Романс из м/ф Анастасия) исп. Эро С.
Вальс под Эдит Пиаф Танцуют все участники
Слово учредителю Урясову М.Н.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.