Программа по «домашнему» чтению в 5-м классе

НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»

Программа

по «домашнему» чтению в 5-м классе.

Спецкурс по литературе

в рамках Образовательной программы «Школа 2100».

Автор: Морозова Галина Анатольевна

 Ульяновск, 2014

Пояснительная записка.

Данная программа по «домашнему» чтению для 5 класса составлена на основе ФГОС, учебного плана гимназии, в контексте Образовательной программы «Школа 2100».

Программа рассчитана на 34 часа (1ч в неделю).

«Домашнее» чтение – это такие уроки внеклассного чтения, которые проводятся в особой теплой обстановке, похожей на домашнюю (стулья полукругом, чтение учителем книги, возможность для ребенка остановить вопросом чтение…), в которой учитель с книгой является центром. Количество произведений рекомендуется минимальное(3), акцент делается на погружение в мир книги посредством выразительного чтения, просмотра фильмов, ставших классикой кинематографа, и беседы по прочитанному и просмотренному материалу. Такие занятия желательно ставить в расписание в последний учебный день недели, чтобы мотивировать домашние размышления, может быть, обсуждения с родителями, которым тоже придется теперь знать эти книги, смотреть эти фильмы.

Программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств, мышления и способствует решению следующих задач;

1.Прививать интерес к чтению, заложенный в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Развивать эстетический вкус учащихся, как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

В программе определены произведения для текстуального изучения. Домашнее задание не предполагается, что позволяет избежать перегрузок учащихся.

Работа над произведениями для «домашнего» чтения ведется, прежде всего, в содержательном аспекте в соответствии с запросами и интересами детей.

Данная программа расширяет и углубляет содержание основной программы по литературе, ориентирована на развитие интереса к чтению и на проведение творческих мастерских.

Курс предполагает применение следующих педагогических технологий: проблемно-диалогической, проектной, решения жизненных задач.

Содержание курса.

 

Содержание урока

Количество часов

1 ВведениеЧтение и литература. Книга и читатель.

Для текстуального изучения.

1

2 А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» (10ч.)

10

— Чтение в классе (8ч.)

8

— Трагедия военного времени, голодного и бездомного   детства. (Урок-размышление.)

2

В. Каверин «Два капитана»

12

— Чтение романа

6

— Просмотр художественного фильма режиссера Е. Карелова   «Два капитана». 1976г.

4

— Урок-диспут «Береги честь смолоду»

2

А. Беляев. «Человек-амфибия»  (8ч.)    — Научная   и ненаучная фантастика.

8

1

— Чтение книги (5ч.)

4

— Просмотр фильма режиссеров В. Чеботарева и Г.   Казанского. 1961г.(2ч.)

2

— Урок-открытие «Ответственность ученых за научные   открытия» (1ч.)

1

Классное сочинение по прочитанным книгам (2ч.)

2

Анализ итоговых сочинений. (1ч.)

1

Тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание работы и деятельность   учащихся

1 ВведениеЧтение и   литература. Книга и читатель.

Беседа

Знакомство с программой.

2  А. Приставкин. Детство автора.«Ночевала тучка золотая».

Голод. «Рабство за кусок хлеба».

Беседа.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

3 Подкоп в хлеборезку.Провал операции.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

4 На Кавказ.Дорога на Кавказ.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

5 «Странный»  Кавказ.Воровство на консервном заводе.

Работа на подсобном хозяйстве.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

6 Налет чеченцев. 

Комментированное чтение.

Активное слушание.

7 Гибель Сашки. 

Комментированное чтение.

Активное слушание.

8 Знакомство с Алхузуром.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

9 Вместе в одном доме.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

10-11 Трагедия военного времени, голодного, бездомного детства.

Урок-размышление.

Работа в группах.

12 В. Каверин. «Два капитана».История открытий северных земель.

Сообщения учащихся.

Составление карты открытий.

13 Чтение глав романа.«Найдены письма».

Комментированное чтение.

Активное слушание.

14 Санькин недуг.Герой научился говорить.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

15 Москва. Саня узнает историю капитана Татаринова. Клятва его найти.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

16 Саня Григорьев становится летчиком.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

17 Война.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

18 Капитан Татаринов найден.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

19-22 Просмотр фильма режиссера  Е. Карелова   «Два капитана» (1976г)

Просмотр фильма с комментариями.

Активный просмотр.

23-24 «Береги честь смолоду».

Диспут.

Активное участие в диспуте.

25 Научная и ненаучная фантастика. 

Диалог учителя с классом.

Высказывание своей точки зрения на   основе читательского опыта.

26 А. Беляев. «Человек-амфибия».История появления Ихтиандра.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

27 «Морской дьявол».

Комментированное чтение.

Активное слушание.

28 История спасения Гуттиэре.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

29 Дальнейшая судьба Ихтиандра.

Комментированное чтение.

Активное слушание.

30-31 Просмотр фильма Чеботарева и Казанского «Человек-амфибия» (1961г.)

Просмотр фильма с комментариями.

Активный просмотр.

32 Ответственность ученых за свои открытия.

Урок-открытие.

33 Сочинение-рассуждение по прочитанным книгам спецкурса с домашним   завершением.

Творческая работа.

34 Обсуждение творческих работ.

Обсуждение-анализ.

Участие в открытом обсуждении.

В тематическом  планировании используется понятие «активное чтение». Что мы имеем в виду. При слушании чтения ученик в любом непонятном или интересном для него месте может задать вопрос, поделиться своими мыслями, высказать возникшие ассоциации.

Рецензия

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.