Программа по журналистике

(5 класс).

I. Пояснительная записка.

В современной жизни огромную роль играют СМИ ( периодика, радио, телевидение). Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.

1. Актуальность темы для гимназии в том, что издается ежемесячный журнал « Лесенка», корреспондентами которого являются педагоги, ребята и их родители.

Интерес к заявленному курсу обусловлен тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе.

Данный курс может помочь определиться ребенку в выборе профиля. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом в данном курсе большое внимание уделяется публичному общению — таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

2. Роль и место в образовательном процессе.

Весь курс обучения журналистики в 5 классе направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.

3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах, поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.

4. Практическое и профессиональное применение.

Данный курс ориентирован на пятиклассников, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее.

Программа включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.

Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста.

5. Воспитательный аспект. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.

6. Цель курса.

Основная цель обучения журналистики в школе — дать учащимся дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения.

Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.

7. Задачи курса.

Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:

развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;

воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;

развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;

развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.

Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;

Расширение багажа УУД по предмету русский язык;

Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;

Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;

Обеспечение профильной ориентации.

8. Количество часов.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

9. Ожидаемые результаты:

Курс «Журналистика» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Учащиеся научатся:

понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

сумеют определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

сумеют создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

II. Содержание курса.

Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практико ориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.
Тема 1. Знакомство с основами курса. 2 ч.

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста.

История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением. Лицо газеты — первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики.

Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка — важнейшая функция журналистики.

Деятельность журналиста. Журналист — выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист — лицо газеты.

Закон о СМИ.

Форма обучения — Диалог.
Тема 2. Экскурсия в типографию.2ч.

Как печатают нашу «Лесенку».
Тема 3.. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 3 ч.

Разработка кодекса чести журналиста.

Каким должен быть настоящий журналист?

Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Форма обучения — Дебаты.
Тема 4. Деловая игра. 1ч.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тема 5. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 3 ч.

Анализ периодической печати.

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Форма обучения — презентация, выступления учащихся. Практическая работа.

Исследование.

Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить «слух», определить источник информации и способ ее отображения.

Тема 6. Заголовки. 2 ч.

Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Методы — традиционные, исследование.

Форма обучения — дебаты, деловая игра.

Тема 7. Необычные тексты. 3 ч.

Слова к фотографии — какими они должны быть? Необычный текст — фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов.

Метод- метод исследования.

Форма обучения — исследование, практическая работа, деловая игра.

Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)

Редактирование собственных текстов.

Тема 7. Чужая речь в моём тексте. 2 ч.

Чужая речь как элемент текста. Чужая речь — рефрен.

Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (Чьи строки ).

Методы- традиционные, самостоятельная работа.

Формы обучения — практическая работа, исследование.

Тема 8. От отзыва к рецензии.. 2 ч.

Содержание: Форма написания деловых бумаг.

Методы — традиционные.

Формы обучения – беседа.

Практическая работа.

Эксперимент.

Творческая лаборатория: создание рубрики «Школьные новости» .

Тема 9. Газетная информация. 3 ч.

Содержание : Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые

помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи.

Желтая пресса.

Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации.

Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

Методы — метод исследования.

Формы обучения — беседа, дебаты, деловая игра.

Анализ периодической печати.

Презентация любимой газеты.
Тема 10. Текст. 2 ч.

Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.

Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.

Методы — традиционный.

Формы обучения — практическая работа, эксперимент.

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Миниатюра «Автопортрет».

Редактирование собственных высказываний.
Тема 11. Репортаж. 3 ч.

Содержание: История репортажа. Событие — неприкосновенно. Законы репортажа.

Основа репортажа. Формы выражения авторского «Я».

Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

Методы — работа в разновозрастных группах, традиционные.

Формы обучения — диалог, экскурсия.

«Творческая командировка»: интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

Тема 12. Аналитические жанры.2ч.

Характеристика аналитических жанров.

Аналитический отчет. Анкета. Рейтинг.

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Рейтинг. Статья. Обозрение. Прогноз. Версия.

Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.
Тема 13. Рецензия. Статья .2ч.

Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает «новая» последняя информация.
Тема 14. Творческие проекты «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города». 2ч.

Работа над творческими проектами «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города». Оформление выставки.

I I I .Методическое обеспечение.

Пособия для учащихся:

— Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи — М., 2011г.

— Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике — М., 2004г.

— Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение — М., 2010г.

2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.

При изучении риторики основной метод — безоценочный. Выставляемые оценки — зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.

I V. Литература.

Для учащихся:

1. Васильева Л.А.Делаем новости. — М., 2003.

2. Гуревич С.М. Номер газеты. — М., 2006.

3. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М.: Просвещение, 2010.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие — М.: Аспект Пресс, 2000.

5. Ученова В.В. Беседы о журналистике. — М., 1985.

6. Шинкаренко В. Как писать в газету. — М., 2000.

Для учителя:

1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. — М., 1999.

2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. — М., 2009.

3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? — М., 2008.

4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. — М., 2001.

5. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. — СПб, 2010.

7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. — М., 2009.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий