Мы сегодня много говорим о развивающем обучении, об эффективности современного урока, мне кажется, именно говорим, а не работаем. За свою педагогическую деятельность мне посчастливилось бывать на уроках у большого количества педагогов, среди которых были и Мастера, например, В.С. Тейтельман. Его занятия, хоть в те девяностые годы и не было ФГОСов второго поколения, развивали в детях именно умения применять полученные знания, а это и есть эффективный результат школьного урока, на котором учитель играет роль режиссера.
Нам всем нравится фильм «Доживем до понедельника». Помните, «счастье – это, когда тебя понимают». По-моему, эффективный урок – это, когда все дети работают. Достигаются цели урока, так как дети включены в деятельность, развиваются УУД.
Мы, учителя, порой боимся отступить от тех традиционных правил, которым нас учили в вузе. Это, по-моему, наша беда. Передача готовых знаний не включает всех учащихся в образовательный процесс. Представьте урок в нашем 5 классе, неважно какой. Учитель объясняет новую тему. Слушают внимательно кто? Аня и Даниил. Серафиму, Прохору, Мише через несколько минут надо что-то уже делать, их постоянно теперь надо держать в узде(а если учитель неопытный?). Саша и Олег сидят тихо, но слушают ли они? Переспросите их. Улыбнуться и промолчат, так как были в мире своих мыслей. Всех ребят увлекут только действия! Творческие! Поисковые! Им неинтересно весь урок слушать и закреплять. Дети сегодня – народ мобильный! Поэтому структура сегодняшнего урока не может быть застывшей: оргмомент, проверка домашнего задания, объяснение нового, закрепление… И совсем уже противопоказано преобладание чисто механических упражнений. Современные ученые-педагоги считают, что задания должны быть формирующими. В русском языке, например, сочинение всегда эффективнее изложения. Словарный диктант, составленный детьми дома и продиктованный учителем, эффективнее подготовленного только учителем и тд.
На уроке опрос для многих современных детей превращается в стрессовую ситуацию. Моя внучка, например, девочка начитанная, способная, но по характеру тихая, стеснительная. И вот ее вызывают к доске – стресс, от него она путается, замыкается. Учитель недоволен, сажает ее на место, ставит низкую отметку. Такой опрос эффективен? А урок в целом для этой ученицы?
Кстати, об отметках. Проверяющие требуют от учителя максимум отметок в журнале и лучше на каждом уроке. Мне ближе другой подход: максимум оценок — минимум отметок! Почему? Во-первых, отметка вызывает у детей, особенно маленьких, чувство страха. Для Ани получить лишнюю четверку – драма, а тройку – почти трагедия (так было недавно на тестировании). Во-вторых, отметка часто служит причиной разлада между детьми и родителями (Миша и его папа). В-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся (Одна из причин неприятия Я. одноклассниками).
И еще хочу остановиться на домашнем задании. Перегрузка зависит не от количества, а от качества учебной деятельности. Что интересно, то не вызывает ощущения большого объема, ведь за компьютерными играми ребята просиживают часами, потому что им интересно. Эффективен тот урок, продолжением которого будет домашнее задание без нытья: «Как много!» Конечно, здесь велика роль мотивации. Задания, в которых ученики не видят перспективы, вызывают у них отторжение даже при скромных объемах учебного материала.
Что касается самостоятельной работы учащихся, то следует иметь в виду, что эффективность такой работы зависит от того, сформированы ли у детей умения и навыки самостоятельности. Нам, учителям, не стоит постоянно опекать учащихся и давать им двойную работу: сначала вставь пропущенные буквы карандашом в учебнике, я проверю, а потом перепишешь в тетрадь и тп.
Конечно, каждый ученик, как и каждый учитель – это отдельный мир, и методики, и приемы индивидуальны. Но, мне думается, что урок эффективен, когда работает над внутренней мотивацией детей к учебной деятельности, к самостоятельности, к творчеству.