Образовательная область «Словесность».
Новый стандарт. Новый ученик. Новый учитель. Новый урок. Это как? Это что? Обязательный интернет? Интерактивность? Преподнесение материала в виде проекта? Или что-то еще? Эти и многие другие вопросы ставит сегодня перед собой учитель. Ставит вопросы и ищет ответы.
Мне кажется, что главное сегодня — это вдумчивый учитель, его способность сделать так, чтобы ученик тоже стал думать. Думать, зачем ему новая информация, как и где она пригодится, как часто он может ею пользоваться, как ее быстрее и удобнее найти, сохранить, запомнить. Уже отвечая на эти вопросы (не для учителя, для себя), ученик сам настолько глубоко копнет сущность изучаемого материала, что его не остановишь в открытиях, в радости, в развитии.
Об одной такой находке в период перехода к уроку в контексте ФГОС второго поколения, насколько я понимаю специфику нового образовательного стандарта, и хотелось бы поделиться.
Урок журналистки в рамках спецкурса «Основы журналистики» образовательной области «Словесность», затрагивающий также области «Информатика» и «Искусство». В ходе него школьники применяли учебные умения, характерные для урока русского языка, учитывали специфику света для получения качественных фотографий, кадрировали и размещали их на макете будущей статьи, пользовались интернет-ресурсами, верстали, работали в команде.
В своей разработке занятия для учебной группы гимназистов из 4-5 классов основное внимание я сосредоточила на тонкостях подготовки грамотного юнкора к интервью. Во время предварительной беседы ребята сами отмечали, что умение правильно говорить и писать является одним из главных условий успешности журналиста. Тема «Интервью», не секрет, будет изучаться в старших классах на уроках развития речи. И смелость сегодняшней работы над ней состоит в том, что взялись за это дело с такими маленькими детьми. Но пятиклассники в нашей частной гимназии – это старшеклассники (гимназия существует 5 лет), которые уже выпускают ежемесячную гимназическую газету «Лесенка» объемом 16 страниц формата А4. У ребят возникла потребность в своей газете публиковать очерки, фоторепортажи, интервью. Почему-то брать интервью им особенно нравится. Сами предлагают интересующие их темы, интересных им людей.
Тема: «Интервью. Как к нему подготовиться».
Урок в рамках спецкурса «Основы журналистики» (сборная группа из учащихся 4-5кл.)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
1. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Подбирать и ставить вопросы (в частности, в подготовке и проведении интервью).
Этапы урока.
Ход урока.
Формирование УУД и технологии оценивания.
Языковая разминка.
Определить значения слов, подчеркнуть неизвестные вам слова, обозначить изученные орфограммы.
Эксперт, интервью, популярность, комплимент, информация, честность, доброжелательность, корректность, журналист, успешность.
II. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.
1. Актуализация знаний.
а). Работа со словарем.
Найти в словаре значение незнакомых слов.
— Каким словарем вы будете пользоваться?
б). Какое из перечисленных слов объединяет их все, является ключевым? (Журналист)
2. Какую проблему мы будем решать на уроке, если тема «Интервью»? (Как подготовиться к интервью? Каким должен быть журналист, чтобы он был популярным?)
1.Извлекать информацию из словаря, перерабатывать ее.
2.Воспитание уважительного отношения к справочной литературе.
3.Формулировать вопрос (проблему) урока.
III. Открытие новых знаний.
1.«Мозговой штурм».
— Какими качествами должен обладать журналист, который берет интервью? Назовем 5, на ваш взгляд, главных.
Параллельно с «мозговым штурмом» с интернет-сетью по этому вопросу работает пара экспертов (учитель заранее проверил выход в интернет, чтобы обезопасить просмотр данной информации).
— Сопоставление результатов «мозгового штурма» с результатами работы экспертов.
(Уметь грамотно и интересно говорить и писать, быть честным, трудолюбивым, любознательным, доброжелательным)
2. Составление текста по данному началу и прочтение вслух (по желанию ребят).
Успешный журналист должен быть…
3. Составление вопросов к интервью со взрослым человеком на тему «Школьное детство».
Работа в парах с последующей коллективной проверкой.
4. Как журналисту подготовиться к интервью?
(1. Поставить цели (зачем? кому это нужно?);
2. Продумать и записать вопросы;
3. Договориться о времени встречи.)
— Помните! Никто не обязан вам давать интервью. (Отказ – извинение!)
1.Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Составлять вопросы.
5.Организовывать учебное взаимодействие.
IV. Домашнее задание.
Взять интервью у взрослого человека на тему: «Детство. Школа». Записать в форме диалога, сделать фотографии и разместить их на макете будущей статьи-интервью.
V. Итог урока.
— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
— Как бы вы оценили свою работу?
Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки*).
— Кто успешно справился со всеми заданиями? Аргументируйте свое мнение.
— Кому и над чем еще следует поработать?
1.Соотносить цель и результат своей деятельности.
2.Определять степень успешности работы.
* Алгоритм самооценки в рамках Образовательной программы «Школа 2100»:
1.Какова была цель урока?
2.Удалось получить результат (решение, ответ)?
3.Правильно или с ошибкой?
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Фрагменты выполненного домашнего задания.
Аня Ч. взяла интервью у учителя соседней школы.
— Как проходило Ваше детство?
— Очень весело, компьютеров не было, поэтому все свободное время проходило на улице.
— Нравилось Вам учиться в школе?
— Нравилось. Это было лучшее время в моей жизни.
— Вы были смелой девочкой?
— Нет, очень стеснительной.
— Хотели бы вернуться в детство?
— Все взрослые об этом мечтают. Так хочется снова стать ученицей и поучиться в вашей гимназии. Вы счастливые ребята. Я желаю вам удачи во всех делах.
Лера Н. интервьюировала соседку.
— Как Вы думаете, сегодня учиться легко или трудно?
— Вам, думаю, очень трудно: больше информации, больше соблазнов. Но в то же время сейчас жить интереснее.
— Что бы Вы пожелали нам?
— Быть внимательными к родителям, друзьям, учителям, без них жить просто невозможно.
(Эти и другие работы были опубликованы в гимназической газете «Лесенка»)