Памяти свойственно хранить хорошее, а не плохое, хотя всем известно, что жизнь полосатая. Судьбу каждого из нас озаряет свет: свет дружбы, семьи, работы, если работа любимая и т.д. Для меня школа — это любимое! Думая о ней, улыбаюсь, потому что вспоминаются ученики, коллеги.
… Школа-интернат для слабовидящих детей. Женя — ябеда, плакса, лентяйка, ребята ее сторонились, часто обижали. Мне приходилось поддерживать девочку, давать ей такие поручения, с которыми она должна была обязательно справиться, но, если не могла, а часто не хотела, приходилось вместе делать, не считаясь со временем.
… Готовимся к концерту, Жене поручение — обойти каждого участника и напомнить о времени и месте репетиции. Хотелось, чтобы контактов со сверстниками больше было. Не совсем интересное дело, и скоро девочке надоедает, тем более ребята, часто из вредности, не реагируют на ее слова. « Ах так! Ну и не надо!»,- решает она и бросает начатое дело. Ругать — чего добьешься?! Довожу дело до конца сама, а на анализе мероприятия, когда разбираем все + и — , благодарю Женю, как и других, кто хорошо выполнил свою работу, за вклад в мероприятие. Когда все расходятся, подходит, обнимает, молчит. Я тоже обнимаю ее молча.
Прошло много лет. И вот в «Одноклассниках» появляется заявка от Жени на дружбу. И среди ее фотографий представлена одна, где мы с ней на выпускном, и подпись: « Я и моя любимая учительница». Приятно, что твои методические штучки попадали в десятку, ребенок верил, что его любят, а это очень важно. Особенно в детстве!
Как я люблю уроки литературы! На них человек размышляет о том, каким он может быть, к чему стремиться ему. Но жизнь – это не школьный урок! Герои споров остаются после звонка в кабинете! Я над этим серьезно задумалась тогда, когда Ромка Шапорев на вечере встречи выпускников мне заявил: « Вы нас неправильно учили, в жизни не бывает Безуховых, Болконских, люди не стремятся к справедливости, их желания, в основном, корыстны. Школьная программа по литературе – утопия».
Да, литература часто показывает идеальные ситуации, к которым надо стремиться. Жизнь не книга, нельзя переписать ни странички, но, зная, как должно быть, можно что-то пересмотреть, исправить, не допустить. Совсем недавно ко мне обратился за советом человек, кто по сегодняшним меркам добился в жизни многого, он владеет магазинами, кафе, ресторанами, но сложилась непростая жизненная ситуация, и он вспомнил уроки литературы. «Жаль,- говорит,- в школе не так внимательно относился к классике.» Значит, все-таки нужны Болконские и Безуховы! Значит, уроки литературы все-таки не утопия!
Когда я пришла в Первую гимназию, мне дали уроки в 11 классе Д , от которого отказалась учительница. Они срывали уроки, считали гуманитарные предметы ненужными. Вобщем, работа в этом классе сравнивалась с передовой в военное время. 19 мальчиков и 6 девочек! Да еще физмат! Для них существует только математика! Как трудно давались те уроки! На моем учительском столе, рядом с планом урока, весь сентябрь лежал листочек: «Я № 1»! Математика — царица наук, однако литература — это жизнь! Во время урока постоянно смотрела на него, не в план, а на него. Между прочим, помогло. Установились с этим непростым классом дружеские отношения! Какие споры были на литературе! Особенно при изучении « Мастера и Маргариты». Был такой Рустам Садыков, который внимательно читал роман и задавал каверзные вопросы. Например, в сцене после бала Воланд при беседе с Маргаритой вертит в руках глобус. Почему глобус? Это символично? Что хотел этим сказать Булгаков?… Сразу и не ответишь. Прошу всех ребят дома перечитать эту главу, сама полночи сижу с книгой: читаю, перечитываю, размышляю, делаю закладки. А завтра на уроке происходит поединок. Да-да , именно поединок. Вопрос — ответ, цитата — комментарий и снова вопрос… В классе тихо, и только два голоса, а глаза ребят — то на меня, то на Рустама. Звонок останавливает ситуацию. По спине течет пот…
После звонка вопрос: «А как истолковать слова Волонда: никогда не проси ничего у сильных — сами дадут?» … И снова бессонная ночь!
А какие сочинения писали эти ребята! Андрей Кушнир на оси координат выстраивал гиперболу и определял место для каждого героя. Например, Воланд располагался на пересечении осей, Иешуа — на верхней части гиперболы, Мастер – на нижней. Интересно, что Маргарита была ближе к Иешуа, а не к Мастеру. А тема сочинения такая: «Система образов в романе «Мастер и Маргарита».
Этот класс я вспоминаю с большим удовольствием, с ним прошла огонь , воду и медные трубы, многому научилась, они у меня первые в Первой и поэтому очень любимые! Еще хочется вспомнить Лену Иванову (фамилия изменена). В ее тетрадях были нарисованы мрачные картинки, всегда черными чернилами: какие-то вороны, колючая проволока, горы черепов, и ребята, и учителя держались от нее как-то в стороне. А еще она писала стихи тоже мрачные, но я об этом узнала, когда девочка предложила их мне почитать. Честно говоря, стихи не понравились, но отзыв я постаралась дать хороший, найти удачные эпитеты, метафоры, отметила оригинальную рифму. …Так мы подружились. Поступила Лена на литфак в педуниверситет. Учиться в физмате, чтобы выбрать в итоге гуманитарное направление! Сейчас работает в Москве, успешный журналист. Может быть, наша встреча повлияла на ее выбор… Личность учителя иногда помогает ученику разобраться в себе, и помощи особой не надо человеку, только прояви чуть-чуть внимания и интереса.