НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»
Программа
по «домашнему» чтению в 5-м классе.
Спецкурс по литературе
в рамках Образовательной программы «Школа 2100».
Автор: Морозова Галина Анатольевна
Ульяновск, 2014
Пояснительная записка.
Данная программа по «домашнему» чтению для 5 класса составлена на основе ФГОС, учебного плана гимназии, в контексте Образовательной программы «Школа 2100».
Программа рассчитана на 34 часа (1ч в неделю).
«Домашнее» чтение – это такие уроки внеклассного чтения, которые проводятся в особой теплой обстановке, похожей на домашнюю (стулья полукругом, чтение учителем книги, возможность для ребенка остановить вопросом чтение…), в которой учитель с книгой является центром. Количество произведений рекомендуется минимальное(3), акцент делается на погружение в мир книги посредством выразительного чтения, просмотра фильмов, ставших классикой кинематографа, и беседы по прочитанному и просмотренному материалу. Такие занятия желательно ставить в расписание в последний учебный день недели, чтобы мотивировать домашние размышления, может быть, обсуждения с родителями, которым тоже придется теперь знать эти книги, смотреть эти фильмы.
Программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств, мышления и способствует решению следующих задач;
1.Прививать интерес к чтению, заложенный в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2.Развивать эстетический вкус учащихся, как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
В программе определены произведения для текстуального изучения. Домашнее задание не предполагается, что позволяет избежать перегрузок учащихся.
Работа над произведениями для «домашнего» чтения ведется, прежде всего, в содержательном аспекте в соответствии с запросами и интересами детей.
Данная программа расширяет и углубляет содержание основной программы по литературе, ориентирована на развитие интереса к чтению и на проведение творческих мастерских.
Курс предполагает применение следующих педагогических технологий: проблемно-диалогической, проектной, решения жизненных задач.
Содержание курса.
№ | Содержание урока |
Количество часов |
|
1 | ВведениеЧтение и литература. Книга и читатель.
Для текстуального изучения. |
1
|
|
2 | А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» (10ч.) |
10 |
|
— Чтение в классе (8ч.) |
8 |
||
— Трагедия военного времени, голодного и бездомного детства. (Урок-размышление.) |
2 |
||
В. Каверин «Два капитана» |
12 |
||
— Чтение романа |
6 |
||
— Просмотр художественного фильма режиссера Е. Карелова «Два капитана». 1976г. |
4 |
||
— Урок-диспут «Береги честь смолоду» |
2 |
||
А. Беляев. «Человек-амфибия» (8ч.) — Научная и ненаучная фантастика. |
8 1 |
||
— Чтение книги (5ч.) |
4 |
||
— Просмотр фильма режиссеров В. Чеботарева и Г. Казанского. 1961г.(2ч.) |
2 |
||
— Урок-открытие «Ответственность ученых за научные открытия» (1ч.) |
1 |
||
Классное сочинение по прочитанным книгам (2ч.) |
2 |
||
Анализ итоговых сочинений. (1ч.) |
1 |
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
Содержание работы и деятельность учащихся |
1 | ВведениеЧтение и литература. Книга и читатель. |
Беседа |
Знакомство с программой. |
2 | А. Приставкин. Детство автора.«Ночевала тучка золотая».
Голод. «Рабство за кусок хлеба». |
Беседа. Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
3 | Подкоп в хлеборезку.Провал операции. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
4 | На Кавказ.Дорога на Кавказ. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
5 | «Странный» Кавказ.Воровство на консервном заводе.
Работа на подсобном хозяйстве. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
6 | Налет чеченцев. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
7 | Гибель Сашки. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
8 | Знакомство с Алхузуром. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
9 | Вместе в одном доме. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
10-11 | Трагедия военного времени, голодного, бездомного детства. |
Урок-размышление. |
Работа в группах. |
12 | В. Каверин. «Два капитана».История открытий северных земель. |
Сообщения учащихся. |
Составление карты открытий. |
13 | Чтение глав романа.«Найдены письма». |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
14 | Санькин недуг.Герой научился говорить. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
15 | Москва. Саня узнает историю капитана Татаринова. Клятва его найти. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
16 | Саня Григорьев становится летчиком. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
17 | Война. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
18 | Капитан Татаринов найден. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
19-22 | Просмотр фильма режиссера Е. Карелова «Два капитана» (1976г) |
Просмотр фильма с комментариями. |
Активный просмотр. |
23-24 | «Береги честь смолоду». |
Диспут. |
Активное участие в диспуте. |
25 | Научная и ненаучная фантастика. |
Диалог учителя с классом. |
Высказывание своей точки зрения на основе читательского опыта. |
26 | А. Беляев. «Человек-амфибия».История появления Ихтиандра. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
27 | «Морской дьявол». |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
28 | История спасения Гуттиэре. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
29 | Дальнейшая судьба Ихтиандра. |
Комментированное чтение. |
Активное слушание. |
30-31 | Просмотр фильма Чеботарева и Казанского «Человек-амфибия» (1961г.) |
Просмотр фильма с комментариями. |
Активный просмотр. |
32 | Ответственность ученых за свои открытия. |
Урок-открытие. |
|
33 | Сочинение-рассуждение по прочитанным книгам спецкурса с домашним завершением. |
Творческая работа. |
|
34 | Обсуждение творческих работ. |
Обсуждение-анализ. |
Участие в открытом обсуждении. |
В тематическом планировании используется понятие «активное чтение». Что мы имеем в виду. При слушании чтения ученик в любом непонятном или интересном для него месте может задать вопрос, поделиться своими мыслями, высказать возникшие ассоциации.