Огромное водное пространство. Вода темная-темная. Чайки. Большие, красивые птицы. Они сопровождают наш теплоход. Мы плывем на Валаам. Ладожское озеро какое-то неприветливое или это мне так кажется. Я впервые так много думаю о монастырях, потому что к этой поездке готовилась, много читала об истории мужского монастыря на Валааме. Сколько трудностей перенесли верующие люди, чтобы на голом камне построить монастырь, ведь это каменистый остров, со всех сторон окруженный водой! Как они перевозили с большой земли эту землю? В чем? В каком количестве? Какую же мощную силу дает вера!
Ступаю на остров и вижу на возвышении — монастырский комплекс, утопающий в саду. Потрясающе!
Так случилось в жизни, что до сорока трех лет я ни разу не была в действующем храме, не слышала пение церковного хора. А здесь… Необыкновенно красивые и проникновенные мужские голоса поднимаются под купол храма… Я прижимаюсь к сыну и чувствую, как он почти не дышит, боится своим дыханием нарушить воздействие этого пения на душу. Все, кто рядом, тоже замерли. И только голоса хористов да лучи света витают вокруг, а мы растворились во всем этом…
Когда выходим из храма, начинается мелкий дождь, но не хочется раскрывать зонт, хочется, закрыв глаза, улыбаться и думать о смысле жизни человеческой. Здесь я поняла значение выражения «намоленная земля».