Взаимодействие родителей, учащихся и педагогов в организации проектной деятельности.
Хочу начать наш разговор с вопроса отнюдь не риторического. Какие проблемы современного образования, на ваш взгляд, носят хронический характер?…
Да, сегодня дети не читают, низкая мотивация к учебе, родители из-за занятости мало интересуются проблемами своих детей в школе, многие учителя стремятся по-прежнему на первое место поставить знание своего предмета, именно знание, а не умение их применять. Переход на новые стандарты дается нелегко.
Давайте разграничим проблемы: проблемы ученика, проблемы учителя и проблемы родителя и поговорим о том, как их решать. Каков механизм взаимодействия?
Главное — найти точки соприкосновения. Думается, что я нашла эти точки. Проектная деятельность! Она решает многое из перечисленного выше.
Прошлый учебный год проходил под знаком Года французского языка в России. Мы работали над творческо-информационным проектом «Все начинается с любви». Ученики, их родители, преподаватели поставили мини-спектакль о необыкновенных чувствах нашего земляка декабриста Василия Ивашева и француженки Камиллы Ле Дантю.
С сентября этого учебного года по конец ноября вся гимназия была охвачена подготовкой проекта «Бал в Царскосельском лицее», посвященном пятилетию нашего ОУ. Группа ребят, родителей, учителей побывали в Пушкине, в лицее. Каждый понедельник собирались в актовом зале и погружались в то время: танцы, игры, этикет, традиции, законы. А по вечерам приходили родители на уроки танцев. Дети и учителя танцевали во второй половине дня. На уроках ИЗО девочки делали альбомчики для записей комплиментов на балу, играли в фанты, буримэ, учили стихи, примеряли и шили костюмы Пушкина, Пущина, Кюхельбекера… 23 ноября выдали продукт данного проекта – бал в зале Дворянского собрания.
Центром проектной деятельности в гимназии является школьный журнал «Лесенка». Почему «Лесенка»? Потому что, двигаясь к успеху, необходимо подниматься по определенным ступенькам, дорога не может быть прямой и гладкой. Это долговременный проект. Журналистская деятельность в школьной жизни мне нравилась всегда. Еще до выхода ФГОС второго поколения мы с ребятами и их родителями создавали и печатали рассказы-размышления «Мысли вслух», альманах «Остановись, мгновенье…», устраивали их презентации, как это делают настоящие писатели, работали над кинопроектом «Создаем новеллы».
Теперь в гимназии журнал «Лесенка» — мое любимое детище. Редколлегия, главный редактор, зам. гл. редактора, выпускающие редакторы, корректоры, журналисты – дети, кроме гл. редактора, конечно. Корреспонденты – ребята, их родители, бабушки и дедушки, учителя. Наша «Лесенка» сближает даже те семьи, в которых родители не вместе. Как-то подошла ко мне ученица 4 класса, говорит, что очень ждет выхода каждого номера журнала, потому что в этот день приходит папа, и они все вместе читают наше издание, а потом папа берет себе дня на 3 журнал, читает, и дочь с отцом снова встречаются, обсуждают статьи уже подробно и думают, что нового можно внести в этот проект. Поэтому задержка очередного номера просто невозможна!
Важнейшей формой взаимодействия является Ежедневник журналиста. Учимся планировать свою деятельность, развиваем регулятивные УУД. Вот, например, в этом месяце выпускающий редактор Аня Рушкина, тема «Юмор в нашей жизни». Аня регулирует своевременный выпуск журнала: собирает редколлегию, назначает ответственных за сбор материала у ребят, взрослых, своевременность фотографического сопровождения, корректуру и т. д.
Как это делается? В месяце 4 недели. Печатают «Лесенку» в профессиональной типографии целую неделю. На верстку и корректуру неделю, 2 недели на сбор материалов, оформление, подбор фотографий. Надо умело распределить время. Вот листочки из нашего ежедневника, где каждый журналист расписывает свое рабочее время. Учимся ставить цели, планировать последовательность деятельности. Никогда не ругаем того, кто что-то не успел или не смог вовремя сдать материал, а переносим на следующую неделю поручение (узелки на память). Если происходит какая-то задержка, ребята сами анализируют причины.
Интересно, что желающих быть выпускающим редактором всегда много. А ведь написать статью, открывающую номер, взять в свои руки общее руководство выпуска – непростая задача. Получается, что детям нравится брать ответственность на себя.
А сколько хороших предложений приходит от родителей! Например, в журнале ведется ступенька, ведь журнал же «Лесенка», воспоминаний о школьных годах родителей. Приносят очерки, фотографии, часто черно-белые. При верстке страничек ребятам приходится обрабатывать эти фотографии, размещать в тексте. Желающих напечататься на этой страничке немало.
Обязательна в каждом номере Православная ступенька. Отвечает за нее 5 класс. Очень серьезная страничка, поэтому опять без участия родителей не обойтись.
В общем, работы у юных журналистов непочатый край. И все им интересно еще и потому, что в наши издательские дела вовлечены родители, которым тоже интересно, ведь они видят реальные достижения своих детей.
Какие еще формы работы я использую?
Брифинг. Все по-взрослому – и микрофон, и ноутбук, и бейджики, и родители, задающие вопросы. Например, в апреле прошлого года редколлегия «Лесенки» участвовала во Всероссийском фестивале школьных СМИ «Пою мое Отечество» в Петербурге, организованном газетой «Школьная страна», привезли Диплом Первой степени. Через 2 дня в актовом зале собрались участники фестиваля, родители и учителя. Вопросы – ответы. Какие серьезные были и те, и другие! Дети – ответственность, родители – радость видеть отвечающими на вопросы из зала своих детей, сопереживание за точность или неточность ответа.
Сайт гимназии. Отдельная страничка журналиста. И родители знают, что здесь разговор не об учебе и домашних заданий (чего они боятся), здесь их мнение, предложения воспримут с радостью, доброжелательно ответят, не будут воспитывать. Наверное, поэтому посещение сайта активное.
«Яблочник»! Мы привыкли к «Капустникам», а у нас «Яблочник». За чашкой чая в кабинете, отданном под редакцию, где особая атмосфера, хорошее оснащение, стульчики на колесиках, решаем наши редакционные дела: обсуждаем тематику номера, отбираем фотографии (в редакции два хороших фотоаппарата), дискутируем и т.д. Кстати, пироги с яблоками только домашние – вот и опять родители с нами.
При реализации данного проекта мы получаем желаемый результат:
1.Участие детей в публикациях – 100%; в брифингах и диспутах -40%; в открытых мероприятиях -100%;
2.Участие родителей в публикациях – 60%; в брифингах – 25%; в открытых мероприятиях – 100%.
3. Развиваем
познавательные УУД:
— учимся извлекать необходимую информацию из различных источников;
коммуникативные УУД:
— учимся умению слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
регулятивные УУД:
— учимся ставить цели и планировать свою деятельность;
личностные УУД:
— учимся способности к самооценке своих действий, за собственной речью (устной и письменной).
Проект «Журнал «Лесенка» является важнейшим звеном в организации совместной деятельности учеников, их родителей, учителей!